Госзакупки в РО : цена или качество ?

Объем  рынка госзакупок в Ростовской области сегодня приближается к 70 млрд рублей. Как отметил в ходе Инвестиционного послания губернатор Василий Голубев, именно через систему госзакупок сегодня можно   увеличить спрос на продукцию местных производителей.  Однако, по мнению экспертов, пока что компании из Ростовской области получают госконтракты гораздо реже . Почему? Именно этот вопрос был главным на прошедшем  в «МедиаС» обсуждении на тему «Госзакупки в РО: что и сколько закупается у донских производителей?»

К дискуссии были приглашены представители УФАС РО, Роспотбнадзора, Департамента потребительского рынка РО,ТПП РО , Минэкономразвития РО, Минсельхозпрода РО , уполномоченного по защите прав предпринимателей в РО , представители ОНФ, Законодательного Собрания РО, а также руководители крупных донских производителей продуктов питания. Однако, по тем или иным причинам, многие приглашенные отказались от участия. Решено было рассмотреть заявленную тему и обозначить  проблемы  . Вице-президент ТПП РО Светлана Абдулазизова ,участвовавшая в подготовке инициатив, связанных с госзакупками в РО , сказала ,что при выборе поставщика на 70% принимается во внимание цена, и лишь на 30%-репутация участника. Причем, репутация не многолетнего опыта производства качественной продукции и наличие различных сертификатов, в том числе и «Сделано на Дону», а опыт участия в торгах.

 

Как правило, в торгах по госзакупкам участвуют посредники, они могут  представить продукты в ассортименте. Например, как отметил генеральный директор ГК «ТАВР» Александр Ремета, его предприятие может поставлять качественные сосиски, колбасы, мясо, а вот мясо птицы-нет. Это тоже ограничивает участие прямых производителей в торгах.

Кроме того, слишком низкая цена победивших в аукционе контрактов создает условия для поставки некачественных продуктов питания . Ведь при себестоимости сливочного масла 380 рублей за килограмм, его не продашь за 180 рублей,- заметил генеральный директор ОАО «Раймолпром Матвеево-Курганский» Владимир Килафян. В результате , в детские сады, школы и больницы могут массово поставляться фальсифицированные продукты питания сомнительных производителей.

В конце прошлого года активисты ОНФ в Ростовской области выступили с инициативой централизовать систему госзакупок в регионе – было предложено создать один централизованный орган который будет заниматься закупками для всех муниципальных учреждений – школ, больниц, детских садов и т. д. «Подобная практика уже наработана в Волгоградской области – в результате, с одной стороны, наблюдается экономия средств, так как покупать оптом дешевле, с другой – легче найти ответственных лиц в случае злоупотреблений и коррупции,- сказал представитель ОНФ Алексей Мирошниченко. Но и здесь тоже есть свои «подводные камни»,-заметила Светлана Абдулазизова.

 При заключении контрактов с посредниками не указываются конкретные производители по конкретным позициям. Например, указано лишь: сметана, и количество килограммов. Что это за сметана и кто производитель может знать только поставщик. А он-то как раз ,пытаясь вписаться в минимум заявленной стоимости, подчас поставляет фальсификат. Поскольку на торгах превалирует вопрос цены и ее снижение иногда достигает 55%, о каком качестве можно говорить?- заметил директор по маркетингу и продажам компании «Белый медведь» Денис Афанасьев.

Проверить качество продуктов, конечно, можно, и  в школе или детском саду это может сделать директор , но при проверке процесс поставки продуктов будет приостановлен ,за это сам директор и понесет наказание. Пока все надежды на неравнодушных родителей, которые  могут самостоятельно отдать продукты из детского или школьного учреждения на экспертизу. Но тут, как говорится, пока гром не грянет , проверки никто не устраивает.

Итак, какие шаги могут быть предприняты на законодательном уровне по регулированию рынка госзакупок в части повышения его доступности для региональных производителей?

О несовершенстве 44-го ФЗ говорить можно бесконечно. Его уже много раз правили, но лучше он от этого не стал. Нужно работать с тем ,что есть,- сказала Светлана Абдулазизова. В октябре прошлого года ТПП направила в администрацию Ростова записку с предложениями по улучшению ситуации. Например, предложено при составлении конкурсной документации в технических заданиях делать одинаковые описания определённых товаров, чтобы участвовать в торгах мог более широкий круг производителей и поставщиков и технические задания нельзя было подогнать под конкретного участника. Кроме того, необходимо чётко определить перечень продуктов, которые ежегодно закупаются, — существуют СанПиНы, которые определяют, чем именно нужно кормить ,например детей в садах и школах. Кроме того, закон даже позволяет указывать в конкурсной документации дополнительные критерии. Хорошо было бы проводить совместные аукционы по районам. Такие варианты уже использовались ,например, в Ворошиловском районе Ростова и в некоторых районах области.

Можно внести в неё требование наличия региональных сертификатов, например «Сделано на Дону», которые при равных условиях будут давать участникам торгов преимущество. Во-первых, это позволит гарантировать качество, так как сертификаты получают только товары, прошедшие жёсткий контроль, а во-вторых, это повысит интерес к сертификации, — отметила Светлана Абдулазизова. К контролю качества закупаемых товаров предложено привлекать независимых экспертов. ТПП выразила готовность проводить такую экспертизу за символическую плату.

Кроме того, собравшиеся за круглым столом выразили готовность в ближайшее время представить список с предложениями ,касающимися вопросов участия в торгах по госзакупкам  добросовестных производителей, качества продуктов и контроля .

 

 

Фотоотчет

Архив Круглых столов