Неизвестный подземный Ростов

«Подземный Ростов»: кто и когда проводил гидрогеологические исследования, существует ли карта подземного города, что мы знаем о естественных и искусственных стоках воды?

Эти вопросы задавали участникам круглого стола в «МедиаС», который состоялся 8 июля.

Развитие города- последствия для экологии

По словам вице-президента Союза архитекторов России, Юрия Николаевича Трухачева, основной причиной  многих проблем города является «необдуманное» строительство. Ростов-на-Дону изначально был основан как однобережный город и должен таким оставаться. Однако, согласно утвержденному генеральному плану, центр Ростова уже переносят ближе к набережной, а правый и левый берега войдут в состав одной транспортной сети. Для проведения строительных работ со дна реки придется добыть тонны песка и ила, что навсегда вычеркнет пойму Дона из экологической системы города. Последствия реализации этого проекта могут быть непредсказуемыми, начиная от затопления береговой линии во время разлива реки и заканчивая усилением природных катаклизмов. Пойму реки можно сохранить, если развивать город на восток. Для этого нужно строить здания, подводить к ним коммуникации, создавать инфраструктуру. Появление новых жилых комплексов – задача, к решению которой многие строительные компании подходят безответственно.

– Ростов гонится за квадратными метрами на человека, этого требует его федеральный статус, – с сожалением отмечает Юрий Николаевич. – Город просто не успевает подводить к новым домам инфраструктуру, поэтому, для сокращения продолжительности строительства, утвержденные проекты зачастую разрабатываются без учета инженерно-геологических условий,без ливневых канализаций.

Слишком далеки строители от геологов

– Оторванность строителей и проектировщиков от геологов – это самая главная проблема, ­– утверждает Надежда Михайловна Хансиварова, доцент кафедры гидрогеологии и инженерной геологии ЮФУ. – Должна быть четкая цепочка геолог-проектировщик-строитель. У нас эта цепочка разорвана.

Так, по словам экспертов, грунтовые породы, заложенные в почве, являются основой зданий и сооружений, подземных коммуникаций. Ростовские грунты очень легко разрушаются под действием воды. Малейшее повышение уровня влажности приводит к запуску различных негативных процессов. Без комплексного подхода к прокладке коммуникаций и строительству невозможно рассчитать, выдержит ли земля запланированные нагрузки при строительстве здания.

Спикеры отметили, что ростовские застройщики пренебрегают возможностью работать со специалистами донской школы геологии с мировым именем. Это мнение разделяет геолог Николай Сергеевич Прокопов: «Нет системного подхода к решению проблем. Нет геологической мысли, все мысли только о деньгах.

Гидрогеологические карты города безнадежно устарели

Работу геологов значительно осложняет отсутствие гидрогеологических карт города. Последние подобные документы разрабатывались в 1974 году в рамках единственной диссертационной работы по этой теме. Последняя геологическая съемка проводилась и того раньше – в 1946 году. Позже, в 1994 году, эти карты были повторно опубликованы в монографии Меркуловой. С тех пор новых исследований не проводилось, поэтому специалистам приходится использовать именно их. Между тем, если изменения на уровне геологии проходят очень медленно, то техногенные изменения происходят мгновенно.

– Несистемная застройка центра города приводит к увеличению давления на подземные пласты, которые начинают деформироваться и «выдавливают» воду в сторону, – отметила Надежда Хансиварова.

На территории Ростова было много природных дренов и балок, которые впоследствии засыпали. Теперь, когда здания стоят на пути инфильтрационного потока, вода вынуждена их обходить. Например, застройка Безымянной балки привела к тому, что улица Сельская теперь затапливается во время дождя. Усугубляет проблему и масштабное асфальтирование — под асфальтом влажность грунтов на 15-30% выше, что приводит к замачиванию фундаментов.

Так называемая «точечная» застройка  города сильно осложняет подвод коммуникаций, а особенно ливневых стоков к новым зданиям. По словам руководителя Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны  памятников истории и культуры Александра Олеговича Кожина, прокладка первых каналов началась в 70-х гг. XIX века, затем стали строить канализацию. Ливневыми же стоками с конца XIX века никто не занимался, хотя были разработаны соответствующие проекты. Документы обычно хранятся пять лет, а потом их могут утилизировать. Таким образом, работа над проектами прошла даром. Из-за этого сегодня Ростов-на-Дону сталкивается с затоплениями во время обильных осадков.

О природных катаклизмах жителей города посредством SMS-рассылки обычно предупреждает МЧС России по Ростовской области, однако об опасных зонах Ростова население знает лишь по собственному опыту, что повышает риск появления жертв . В Санкт-Петербурге,например, еще в 2011 году после сильнейшего ливня на базе спутниковой информации была создана цифровая карта города, на которой отображены зоны возможных подтоплений и затоплений в связи с особенностями ливневой канализации и грунтовых пород на данной территории. В Ростове-на-Дону такой карты нет.

Диггеры могут помочь, но к ним официально не обращались

Единственные современные исследования городской канализации проводятся не по заказу администрации, а из личного интереса. Диггер Юлия рассказала, что он в 2010 году спускалась в главный коллектор, который пролегает параллельно улице Садовой. «Там очень грязно,уровень засоренности иногда доходит до пояса, и невозможный запах»,- сказала Юлия,- Это, во многом, связано с тем, что близлежащие дома и кафе нелегально выводят свои сточные трубы в общую систему».

Следует отметить, что у диггеров тоже нет карты подземного Ростова. «У нас все в голове», - говорит диггер Михаил Неизвестный.

Несмотря на большое количество вопросов, которые требуют эффективного решения , известный эколог Александр Рифатович Водяник завершил круглый стол на положительной ноте:

– Мы добились разработки проекта электронного симулятора, который моделирует до пяти грунтовых слоев и составляет прогнозы на ближайшие пятьдесят лет. Благодаря подключению к нему различных научно-исследовательских школ, его получится реализовать. Это позволит создать геологическую карту города и отслеживать все подземные изменения. – отметил он.

В целом же, Ростову-на-Дону еще предстоит доказать, что он является современным европейским городом, который не только не боится внедрения новых технологий, но и использует их для улучшения качества жизни населения.

Элеонора Филипская

Фотоотчет

Архив Круглых столов