Ставим счетчик

Счетчик в каждый дом: зачем, как и сколько это стоит

На круглом столе в пресс-центре «МедиаС» эксперты рассказали все об установке и эксплуатации приборов учета ресурсов.

В ноябре 2009 года в силу вступил федеральный закон «Об энергосбережении». Он обязал собственников жилья установить приборы учета потребляемых воды, отопления, газа, электроэнергии. Однако у собственников возникли вопросы о том, к кому обращаться за услугой по установке счетчика, какая компания должна обслуживать прибор в дальнейшем и что делать, если ресурсоснабжающая организация отказывается опломбировать счетчики, установленные другой компанией или самостоятельно собственником. На сегодняшний день, спустя шесть лет после принятия закона, вопрос установки и обслуживания счетчиков потребления для многих жильцов остается проблемой.

Чтобы прояснить ситуацию, на круглом столе в пресс-центре «МедиаС» собрались представители компаний, снабжающих различными ресурсами как частные и многоквартирные дома, так и различные организации. Они объяснили, зачем и как устанавливать счетчики, какие права и обязанности в этом аспекте имеют жильцы и сами компании.

Валерий Былков, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, рассказал о состоянии общедомовых приборов учета: «По данным ведомства, 98% домов в регионе оснащены приборами учета тепловой энергии, оснащённость счетчиками учитывающими расход холодной воды составляет 96%, приборами учета использования горячего водоснабжения чуть меньше — 89% и электрической энергией — 93%. Это хороший результат, цифры говорят о том, что проблема установки счетчиков пусть и не полностью, но в основном решена».

Дарья Жукова, управляющий директор компанией «ТНС энерго Ростов-на-Дону» объяснила, почему выгодна установка счетчика. «Многие используют пробелы в законе для того, чтобы платить меньше за использованную электроэнергию, чем положено по тарифам. Собственники в надежде сэкономить не ставят счетчики и выплачивают ежемесячно абонентскую плату без учета показателей использованных ресурсов. Но как показывает практика, в большинстве случаев оплата, произведенная с учетом показателей, выходит меньше. То есть установка счетчика выгодна всем законопослушным гражданам», — рассказала она.

Андрей Дерипаскин, директор департамента по работе с юридическими лицами АО «Ростовводоканал», в свою очередь ответил на вопрос по поводу монтажа устройства. «Собственник жилья в праве сам решать, к кому обратиться за оказанием подобной услуги. В конце концов, он может установить прибор. Но лучше обратиться к профессионалам, которые имеют необходимые знания, инструменты и квалификацию. Бывают случаи, когда некомпетентные работники компаний устанавливают счетчик так, что он крутится в обратную сторону. В таком случае с него невозможно взять показания, и собственник вынужден решать эту проблему, то есть фактически заниматься установкой снова», — объяснил он.

Владимир Ревенко, заместитель генерального директора по реализации газа «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», предупредил, что зачастую недобросовестные компании для привлечения клиентов используют листовки, в которых указано, что в случае неустановки в ближайшее время прибора учета, в доме или квартире будет отключен свет или газ, или вода, но верить им не стоит. «Сторонние организации, которых в городе более двадцати, зачастую пользуются приемами маркетинга, угрожают отключением и преподносят свои рекламные листовки как обращения от администрации города. Но при этом аварийные диспетчерские службы у них, как правило, расположены вне Ростова, и гарантии, что они установят правильно прибор и затем смогут устранить какие-то поломки, нет. Эти компании недобросовестно продвигают свои услуги. Каждый гражданин имеет право сам решать, в какую компанию обратиться для установки счетчика, а за неустановку никаких санкций законом не предусмотрено», — отметил Владимир Ревенко.

На встрече также присутствовал представитель компании «Теплокоммунэнерго», занимающейся установкой счетчиков. Роман Мишенькин, директор компании, рассказал, что их специалисты устанавливают приборы по более низкой цене, чем у конкурентов. На что Владимир Ревенко заметил, что зачастую такая экономия может оказаться опасной, особенно в случае с газовыми счетчиками — при неправильной установке устройства может начаться утечка газа. Кроме того он пояснил, что газовые счетчики не нужно и даже невыгодно устанавливать тем, кто не использует газ для отопления помещения и тем, кто не может производить снятие данных своевременно, — если компания не получает информацию о показаниях более двух месяцев, абонента автоматически переводят на фиксированную оплату без учета показателей.

На круглом столе также прозвучала информация о том, сколько в среднем стоит установка счетчика — установка прибора учета использованной электроэнергии обойдется в сумму около 2 000 рублей, монтаж счетчика водоснабжения — около 1 500 рублей, газового прибора учета — около 7 000 рублей. Дальнейшим обслуживанием могут заниматься как ресурсопоставляющие компании, так и установщики. Об этом в частном порядке должен договариваться сам собственник жилья. Также сам пользователь должен ежемесячно своевременно снимать и отправлять показания с приборов учета, и для этого необязательно ходить в различные ведомства, достаточно овладеть способом отправки показаний с помощью смс или Интернета.

Также было отмечено, что закон не предполагает обязательной принудительной установки счетчика, он рассчитан уже на сознательность жильцов: каждый сам должен решить, нужно ли ставить счетчик, а после установки собственник должен сам поставить прибор на учет предприятия-поставщика услуг, ежемесячно подавать сведения и оплачивать счета.

Фотоотчет

Архив Круглых столов