Трамвайный вопрос

Общественный транспорт Ростова: на земле или под землей?

После того, как Ростов начал готовиться к чемпионату мира по футболу 2018 года, самой волнующей темой стало изменение облика города, строительство новых объектов и развитие транспортной инфраструктуры. В ростовском медиацентре «МедиаС» очередное обсуждение посвятили проблеме городского рельсового транспорта.

Поводом для нового заседания круглого стола стала недавняя ситуация с трамваями на улице Станиславского в Ростове. В феврале власти заговорили о том, что из-за реконструкции улицы там могут убрать трамвайные пути. Однако активисты и общественники обратились к администрации Ростова с просьбой пересмотреть решение. В конце февраля власти внесли коррективы в план реконструкции улицы Станиславского: трамваи там сохранят и коммуникации перекладывать не будут. Специалисты рассказали, что новый план, реализация которого обойдется в разы дешевле, предполагает скорее не реконструкцию, а ремонт. Но старые коммуникация могут уже через десяток лет потребовать перекладки. По словам главного инженера проекта ОАО «РостовГражданПроект» Яна Кокина, реконструкцию ул. Станиславского нужно начать с расширения улицы, ведь в некоторых местах ширина достигает всего 14 метров

Ян Кокин отметил, что трамвайная сеть в Ростове была развита очень хорошо до периода НЭПа, когда убрали много трамвайных линий. И сейчас в городе, по мнению эксперта, просто необходимо развивать трамвайную сеть в разных направлениях. Этот вид транспорта не только экологичный, но и надежный, а его пропускная способность выше, чем у автобусов. В генплане Ростова предусмотрено развитие трамвайного движения в разные районы города. 

Руководитель группы НКП НПО «Южно-Российский градостроительный центр» Сергей Трухачев считает, что к развитию городского транспорта нужно подходить комплексно. Так, трамвай во многих городах выполняет магистральную функцию, но план развития этого вида транспорта в Ростове целиком зависит от того, появится ли в городе метрополитен, о строительстве которого говорят уже не один десяток лет. «В том виде, в котором сейчас существует трамвай в Ростове, его лучше, если можно так выразиться, пристрелить, чтоб не мучился», - подчеркнул Сергей Трухачев. По его словам, трамвай — довольно затратный вид транспорта, и окупить его использование может только большой пассажиропоток. А для того, чтобы трамвай мог развивать необходимую скорость, он должен двигаться по отдельному полотну, а не вместе с автомобилями. «Дорожная сеть уже не справляется с потоками машин в городе, - рассказал Сергей Трухачев. - Чтобы люди поняли необходимость пользоваться общественным транспортом, он должен стать для них более комфортным и «дружелюбным». 

По его словам, метрополитен в Ростове возможен, но наш город очень компактный и плотно застроенный, поэтому острой необходимости в метро просто нет. В Казани, например, построенный метрополитен долгое время фактически не работал, пока не убрали альтернативные автобусные маршруты. Активист общественной организации «Фабрика городской среды» Михаил Векленко сообщил, что первая ветка ростовского метро может обойтись в 75 млрд рублей. «Может ли город себе это позволить? - задался вопросом Михиал Векленко. - Может быть, имеет смысл сначала разобраться с наземным транспортом?» По его словам, после строительства метро может сложиться ситуация, что вагоны будут ходить пустыми, потому что пассажиропоток в Ростове не такой огромный. 

Начальник технического отдела «ГИПРОДОР НИИ» Владимир Пронин рассказал, что идей и проектов в сфере городского транспорта очень много. Например, в 2013 году предлагали проложить трамвайные пути на проспекте Нагибина, но такой проект обошелся бы в более чем 16 млрд рублей, и дальше проектирования дело не пошло. «Только наша организация может предложить много проектов, которые просто необходимы городу, - это реконструкция улиц Орбитальной, Доватора, Орской», - сказал Ян Кокин. Специалист добавил, что из генплана 70-х годов было выполнено всего 17% задуманного.

 Строительство метро в Ростове и развитие сети наземного транспорта по стоимости будут примерно равными: нужно определиться, чему отдать приоритет, отметили эксперты.

 Участники круглого стола внесли предложения по развитию городского транспорта: 

  • Создать обособленные полосы для общественного транспорта.
  • Пресечь простои общественного транспорта на остановочных пунктах.
  • Улучшить состояние подвижного состава — сделать транспорт комфортным, кондиционированным и т. д.
  • Создать необходимые паркинги в городе.
  • Популяризировать общественный транспорт среди населения. 

Фотоотчет

Архив Круглых столов