Уйдет ли промышленность в рост?

Половина предприятий Ростовской области находится на грани банкротства

Последние пять лет промышленный сектор Ростовской области показывал опережающие темпы роста. Но в конце 2014 - начале 2015 года сразу несколько крупных предприятий региона заявили о своих проблемах: сократился объем производства на «Красном котельщике», без заказов остался НЭВЗ, подобная ситуация сложилась и на Ростовском заводе гражданской авиации № 412. Удастся ли предприятиям выбраться из кризиса, и сохранит ли промышленность положительную динамику в сложившихся условиях? Эти вопросы обсудили на круглом столе в медиацентре «МедиаС» эксперты, ученые и представители промышленных предприятий региона.

По словам директора «Альпари-Юг» Юлии Харитоновой, сейчас в Ростовской области работает около девяти тысяч предприятий, половина из которых испытывают серьезные проблемы, вплоть до угрозы закрытия или банкротства. В регионе сейчас действует концепция промышленной политики, рассчитанная до 2020 года. Однако разрабатывалась она в 2011 году и, по мнению экспертов, во многом потеряла свою актуальность. «Эта концепция сегодня не отвечает тем показателям, которые требуют от нас указы президента России», - отметил заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Сергей Михалев. На федеральном уровне, к примеру, к 2018 году планируются увеличить производительность труда в полтора раза. Поэтому и региональную концепцию необходимо пересмотреть в соответствии с этими требованиями.

По словам начальника управления промышленности Министерства промышленности и энергетики Ростовской области Андрея Фролова, концепцию разрабатывали совсем в других условиях, а сейчас многие предприятия испытывают проблемы, например, в части реализации своей продукции. «Сейчас областной Минпром работает над созданием закона о промышленной политике, к концу лета мы планируем вынести его на рассмотрение. В нем предусмотрены новые меры поддержки промышленных предприятий», — рассказал Андрей Фролов. 

Однако многие предприятия находятся в сложной ситуации сейчас, а некоторые — даже под угрозой закрытия. В 2014 году на заводе «Красный котельщик» произошел спад производства, связанный с ситуацией на Украине, куда раньше экспортировали продукцию. По словам Андрея Фролова, в этом году завод планирует увеличить объемы производства в два раза. Вызывает беспокойство и ситуация на Новочеркасском электровозостроительном заводе: единственный заказчик их продукции — ОАО «РЖД» — приостановил прием техники. По прогнозам специалистов, заводу придется скорректировать программу производства в сторону уменьшения — до 350-370 секций электровозов. В прошлом году этот показатель был существенно выше и даже оказался рекордным для завода — 576 секций. По словам руководителя пресс-службы НЭВЗа Людмилы Оберкович, завод в состоянии выпустить сколько угодно продукции, но все зависит от единственного заказчика — РЖД. 

Дефицит заказов сейчас и на Ростовском заводе гражданской авиации № 412, который зависит от потребностей силовых структур и гособоронзаказа. Сейчас завод работает всего над несколькими проектами — этого недостаточно для того, чтобы предприятие смогло пережить кризис. На заводе трудятся более 800 специалистов. Генеральный директор завода Мухадин Коблев рассказал, что возможный выход из ситуации — освоить новые направления работы. Например, ремонт вертолетов Ми-8. 

Под угрозой сокращения сейчас находятся сотни работников. Однако, по заявлению вице-президента Союза работодателей России Виктора Нетесанова, дефицит кадров сейчас наблюдают на других крупных предприятиях региона — «Ростсельмаш», «Юг Руси», «Роствертол». 

Несмотря на негативные прогнозы и ожидания, промышленный сектор Ростовской области может показать хорошие показатели, как это было в 2010 году, например, заключили эксперты. 

Фотоотчет

Архив Круглых столов