В Ростове обсудили новый генплан

Генпланом — по Ростову

Со 2 сентября в Ростове проходит обсуждение генерального плана развития города. Его разработкой занималась питерская компания «ЭНКО». В медиа-центре «МедиаС» собрались эксперты, которые рассказали о плюсах и минусах нового генплана. Свои соображения они намерены озвучить и администрации Ростова, чтобы обсудить возможные поправки к проекту.

По закону — не для жизни

План развития Ростова разрабатывался уже несколько раз на протяжении ХХ века. Первый план был создан в 30-е годы прошлого века, существовал послевоенный план.

Наиболее серьезным эксперты называют генеральный план развития Ростова, разработанный в 1971 году. После этого план претерпевал только корректировки, но не переделывался полностью. Основная корректировка произошла в 2007 году. В этот раз власти города снова решили скорректировать генплан.

«Новые изменения формально верны, но по сути неверны и неадекватны проблемам города-милионнника. План выполнен в соответствии с законодательством, но здесь авторы используют двойные стандарты», — уверен один из шести вице-президентов Союза архитекторов России Юрий Трухачев.

По его словам, любой генплан должен состоять из двух частей: обоснования совершенных действий и утчержденной части, которая уже будет приниматься или не приниматься городской думой. Если с утвержденной частью все более-менее понятно, то с обоснованием проекта у авторов плана вышло не так хорошо.

Готовим пробки

В новом Генеральном плане не разработан транспортный каркас города. Формально на нем обозначены подъезды к Ростову, очерчены основные магистрали, по которым крупногабаритный транспорт сможет объехать милионник, однако транспортных коридоров в городе фактически нет.

«Намечены транспортные магистрали без обозначения транспортных узлов, развязок, мест для парковки транспорта. На новой схеме много мест, в которых наверняка будут пробки, если схема будет принята», — уверен Юрий Трухачев.

В плане также указано наличие метро в Ростове, однако в связи с экономической ситуацией в стране и в городе строительство метрополитена отложено на неопределенный период. Именно поэтому теоретическое метро никаким образом не способно решить транспортные проблемы Ростова.

Город без ядра

В новой вариации генплана не решен и вопрос ядра ростовской агломерации. Именно этот вопрос является одним из основных в развитии любого города.

Сейчас деловой центр Ростова совпадает с историческим центром. По факту, он находится всего на нескольких кварталах. Этого для развивающегося города явно не достаточно. В качестве позитивного примера Юрий Трухачев рассказал об опыте Парижа, в котором все административные здания вынесены за пределы центра города. В столице Франции создан большой «город чиновников», в который ежедневно на работу въезжает примерно 150 тысяч человек, и столько же ежедневно выезжает из него обратно после окончания рабочего дня.

Согласно новому генплану, есть намерения переноса делового центра Ростова на левый берег Дона. Все административные здания предполагают разместить в пойменной зоне, строить что-либо на которой очень ненадежно и даже опасно.

«Пойменная зона — это территория, на которой находятся илистые отложения. Толщина этих отложений составляет примерно 25–30 метров. На эти отложения строителям придется намыть как минимум 3,5 метра песка», — говорит Трухачев. В конце ХХ века были планы строительства на левом берегу Дона мусороперерабатывающего завода. Однако от этих планов быстро отказались, потому что проектировщики нового предприятия не нашли позитивного опыта строительства в пойме реки.

Архитектор считает, что в качестве делового центра было бы уместно рассматривать тот район, в котором сейчас идет строительство микрорайона Суворовский. Однако с этим могут возникнуть трудности, потому что сейчас микрорайон слабо связан с Ростовом в транспортном отношении, и при увеличении потока машин, дороги просто не справятся с нагрузкой.

Убрать производство

На новом генплане под жилую застройку сейчас отданы те зоны, в которых расположены ростовские предприятия. Причем, речь идет не только о предприятиях, влияющих на экологию города, но и о безопасных производствах.

Так, например, между Ростовом и Батайском будет располагаться вертолетный завод «РостВертол». Сейчас он находится на проспекте Нагибина практически в центре Ростова. Перенос предприятия не возможно осуществить безболезненно, он потянет за собой масштабные изменения.

«Завод, который располагается в Ростове, способен приносить прибыль городу. Вынося его за пределы Ростова, мы отдаем и деньги, которые он давал. Кроме того, около тысячи рабочих, которые сейчас задействованы на „РостВертоле“ и живут рядом с ним, будут вынуждены ежедневно ездить в сторону Батайска и обратно. Это создаст дополнительные транспортные сложности», — рассказал Юрий Трухачев. Он уверен, что можно было бы вынести за черту города площадку, на которой проходят испытания техники, а само производство оставить.

Точно также обстоят дела с созданием современного технопарка в районе микрорайона Суворовский. Это не выгодно ни с какой точки зрения. Эксперты говорят о том, что вся научная база Ростова сосредоточена в центре города. При создании технопарка, кадры для него будут вынуждены ежедневно ехать через весь город и обратно.

Юрий Трухачев в качестве решения этого вопроса предложил разместить технопарк на месте завода «Красный Аксай». Тем более, что место, которое занимало предприятие, все равно пустует и собственник намерен его продать.

Сила квадратных метров

В новом генаральном плане развития Ростова в течение ближайших 20 лет планируется увеличить жилищный фонд города в два раза. Строители планируют создать за 20 лет столько жилья, сколько было создано за 250 лет существования милионника. При этом под частную застройку отводится 1%, под среднеэтажную — 30%, а под многоэтажную — 60%.

Воплощение этих планов в жизнь приведет к тому, что количество частных домовладений должно сократиться в 58 раз. Каким образом это планируется сделать, пока не ясно. Причина все та же — генеральный план развития города не имеет четкой обосновательной базы.

Еще одним новшеством свежего генерального плана стали намерения организовать жилищное строительство в пойме Мертвого Донца. Против этих планов ранее выступал союз архитекторов Ростова, однако предостережения не смутили авторов проекта генплана.

«Пойму трогать нельзя. Именно на пойменной земле построен Крымск, в котором несколько лет назад произошла трагедия. У нас может быть то же самое. Рисовать подобные схемы можно только не зная элементарных вещей», — уверен Юрий Трухачев.

Кроме того, в зоне жилой застройки в пойме Мертвого Донца находится зона нереста рыбы. Задолго до появления и развития Ростова казаки, которые жили на этих землях во время нереста обматывали тканью колеса телег, чтобы не спугнуть рыбу. А масштабное шумное строительство способно нарушить природное равновесие водоема навсегда и привести к необратимым последствиям.

Однако авторы нового генерального плана собираются не только застраивать город, но и разрушать то, что уже построено. Так, на Театральном спуске планируется создать рекреационную зону. Согласно новому генплану все, что построено в этом районе необходимо снести и засадить деревьями.

«Южный градостроительный центр», архитектурная организация, работающая в том числе и в Ростове, уже давно предлагает план развития Театрального спуска. Там, по словам архитекторов, необходимо завершить архитектурный ансамбль. Для этого необходимо построить всего два дома.

Экологии не будет

Новый генплан не учитывает не только экономическую, транспортную и строительную функции города. Он также полностью игнорирует необходимость экологического каркаса Ростова. Это при том, что Ростов всегда был известен не только в России, но и по всему миру как один из самых зеленых городов. Кстати, в формулировке нового генплана слово «каркас» заменено на слово «комплекс». В данном случае эти слова не являются синонимами. Каркас предполагает наличие непрерывности, а комплекс может быть рядом разрозненно и бессистемно расположенных объектов.

«Городу необходим природо-экологический каркас. Если этого не будет сделано, через несколько лет мы столкнемся с тем, с чем уже столкнулись в Москве. Воздух в городе застаивается за счет того, что не предусмотрены зеленые коридоры, по которым он мог бы циркулировать», — рассказал член общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Ростова Александр Водяник.

По словам эксперта образцом правильного планирования зеленых зон в свое время выступали Северный и Западный жилые массивы Ростова. Там, согласно действующим нормативам, расположено большое количество парков, скверов, даже во дворах жилых домов в обязательном порядке располагается несколько высоких деревьев, которые позволяют районам дышать. В СНИПе градостроительства прописано наличие зеленой зоны в шаговой доступности для населения.

Любой житель города должен иметь возможность за 20–30 минут пешком дойти до парка или сквера. В центре города из-за масштабной застройки просто негде разместить зеленые зоны.

Александр Водяник также рассказал о том, что сейчас неверно понимают наличие зеленых насаждений в городе. Застройщики воспринимают необходимость сажать деревья, как дополнительную статью расходов, хотя на самом деле озеленение города — это способ сделать его привлекательнее для людей и бизнеса.

Эксперты составили собственные независимые заключения на основании проекта Генарального плана Ростова, составленного компанией «ЭНКО». Они сходятся во мнении, что в настоящем виде новый генплан просто не может быть принят администрацией Ростова из-за огромного количества минусов, ошибок и недоработок.

Сегодня и завтра генплан обсуждают в администрации Ростова. После этого генплан хотят показать жителям города.

Архив Круглых столов