Винные дороги Дона

14 декабря в медиацентре «МедиаС» состоялся уже второй круглый стол на тему «Винные дороги Дона»

14 декабря, почти год спустя в медиацентре «МедиаС» собрались журналисты и эксперты, чтобы выяснить, что изменилось, как развивается виноделие и винный кластер «Долина Дона».

В сентябре 2015 года в Ростовской области был создан винный кластер «Долина Дона», на который донские винодельческие предприятия возлагали большие надежды. Однако два года спустя он начал медленно умирать, а его задачи пришлось завершать виноделам самостоятельно. Причина оказалось более чем банальной: для его развития не выделяются бюджетные средства.

В кластер вошли 7 винодельческих предприятий: Ведерников, Вина Бани, Цимлянские Вина, Вилла Звезда, Эльбузд, Кантина и другие, региональный Союз виноградарей и виноделов и Донской государственный технический университет (ДГТУ), курировал проект областной департамент потребительского рынка. Помимо помощи малым виноделам кластер должен был развивать образовательный проект, раскручивать торговую сеть «Вина долины Дона», развивать винный туризм.

Сеть фирменных магазинов «Вина долины Дона» составила по два магазина в Ростове и Волгодонске и по одному – в Таганроге и Новочеркасске. Предполагалось, что там будут реализовывать вино, сделанное из винограда, выращенного на Дону местными виноделами. Однако закрепить бренд не удалось. Ростовские магазины обанкротились и закрылись. Единственное, что удалось сделать ДГТУ для образовательного проекта- создание курса по специальности «Технология бродильных производств и виноделие». Помимо этого, кластер разработал винные маршруты, однако на винную карту и туристические маршруты, не взглянешь без сожаления, уж очень все скудно и непонятно.

По словам студентки ДГТУ Натальи Куликовой: «Мы координируем виноделие и смежные производства». Однако, на деле за несколько лет работы был создан безликий сайт и выпущено несколько номеров журнала, о котором, увы, никто не знает.

Создатель КФХ и винодельни «Кантина» Алексей Скляров отметил, идея возникновения кластера была хорошая – объединить всех виноделов, которые делают настоящее вино. Но кластер создавался с участием нескольких крупных заводов, которые враждебно относились к малым предприятиям, потому что те делали «правильное вино». Поначалу в кластер пошли разные люди, в том числе и юристы, в чьих консультациях так нуждаются виноделы. А когда поняли, что бюджетных денег там нет, ушли. ДГТУ же уже ввязался, и ему передали управление кластером, все свалив на студентов. Вот и получили.

Еще одной проблемой стала выдача лицензий по упрощенной схеме за 65 тысяч рублей, однако, виноделы, изрядно потратившись на выращивание винограда, были вынуждены брать лицензии за 800 тысяч рублей, чтобы иметь право продавать вино в розницу. У кого нет таких денег, до сих пор остаются нелегалами. Вскоре «Кантина» получила первую фермерскую лицензию, что повлекло за собой новые проблемы и неурядицы.

По словам генерального директора ООО «Кантина» в Анапском районе Кирилла Кривоноса, за 4 года от властей Кубани предприятие получило субсидий на сумму около миллиона рублей, а в Ростовской области – всего 167 тысяч рублей. А чтобы их оформить, пришлось обивать пороги, к тому же оформление обошлось дороже самой субсидии.

 

Алексей Скляров рассказал: «Для меня одним из побудительных мотивов в 2013 году заняться этим было заявление губернатора Голубева о том, что до 70% затрат будут компенсировать. Мол, вы только сажайте, мы поможем. Хорошо, подумал я, 30% своих найду. В итоге, пришлось все делать за свои. Я общался с итальянцем из Тосканы – у него 4 гектара виноградника, 4 гектара олив, 4 гектара леса. Государство за то, что он за лесом ухаживает, освободило его от всех налогов. И еще доплачивает в год 15 тысяч евро в год и дает субсидии на виноград и на оливу».

Таким образом, внутри разработанного кластера, каждый винодел продвигает свой бизнес самостоятельно. В крупных, сетевых магазинах должна все чаще мелькать винная продукция донских производителей, а на деле виноделы сами открывают небольшие магазинчики на территории своих хозяйств, где и продают вино, также участвуют в различных фестивалях и ярмарках еды. Также каждая винодельня развивает и популяризирует собственные маршруты, открывает проводит экскурсии в своих музеях.

А виноделы у нас самостоятельные, им ни кластера, ни помощи не нужно, сами со всем справляются: и маршруты создают, и друг с другом связь поддерживают, помогают, и вино свое тоже сами продают.

 

Фотоотчет

Архив Круглых столов